Афоризмы, цитаты
Выбор авторов и тем
Google Yandex Rambler Mail.ru На главную

  Словарь Яндекс.Лингво

Грасиан-и-Моралес
Грасиан-и-Моралес

    
  Об авторе...

"Желание - мера ценности".

"Возможность горести превратить в радости - значит уметь жить".

"Лучшая месть - забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества".

"Осанка человека - фасад души".

"Истина - удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно".

"Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они для упражнения рук, а не ума".

"Порой, чтобы потерять друга, хватит неоплатной услуги: не в силах долг отдать, он отдаляется - должник стал недругом".

"Годных в добрые друзья мало, а для того, кто отобрать не умеет, - еще меньше".

"Лучший способ достигнуть желаемого - пренебречь".

"Понимать жизнь и разбираться в людях- далеко не одно и то же. Великая премудрость - постигать характеры и улавливать настроения".

"Быть благоразумно отважным. Мертвого льва даже зайцы лягают. С доблестью не шутят: не решишься, отступишь раз, придется отступить второй раз, и так - до последнего: в конце концов перед тобой окажется все то же препятствие, что и вначале, - не лучше ли было решиться сразу? Сила духа превосходит силу тела; подобно мечу, держи ее всегда наготове в ножнах благоразумия. Она - щит личности".

"Каждый должен быть величествен в своем деле".

"Оставлять неутоленным, чтобы уста просили еще нектара. Желание - мера ценности. Хороший вкус советует даже телесную жажду разжигать, но не утолять; хорошо, да мало - вдвойне хорошо. Во второй раз все кажется куда хуже. Пресыщение вредит удовольствию, вселяет отвращение даже к веками признанному величию. Верный способ быть приятным: захватить аппетит в тот миг, когда голод его разжег, и - оставить под голодком. Уж ежели ему раздражаться, то лучше от нетерпеливого желания, нежели от досадной сытости: наслажденье выстраданное вдвойне сладостно".

"Природа и искусство, материал и творение. Даже красоте надо помогать: даже прекрасное предстанет уродством, ежели не украшено искусством, что удаляет изъяны и полирует достоинства. Природа бросает нас на произвол судьбы - прибегнем же к искусству! Без него и превосходная натура останется несовершенной. У кого нет культуры, у того и достоинств вполовину. От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдает грубостью; ему надо шлифовать себя, стремясь во всем к совершенству".

"Искусный расчет - залог успеха в деяниях; размышление - лучший помощник. Высшее совершенство в делах достигается при полной уверенности".

"Чтобы завоевать благоволение, нужны благодеяния: твори добро направо и налево, не скупись на благие слова и еще лучше дела - люби, дабы быть любимым.

"Даже вежливость бывает оскорбительна, когда подчёркивается".

"Худшие враги - из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту".

"Стрелы пронзают плоть, а злые слова - душу".

"Дабы унять злословие, не обращай на него внимания".

"Все люди о себе высокого мнения - и тем больше мнят, чем меньше стоят".

"Так много надо знать, так мало дано жить, а жизнь без знания - не жизнь".

"Не перегружай себя ни трудами, ни чужой завистью - ты загубишь свою жизнь и умертвишь свой дух. Иные распространяют это правило и на знания - но ведь кто не познаёт, тот не живет".

"Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, - она-то достойна личности".

"Глуп, кто глупцов не узнаёт, и ещё глупее тот, кто, распознав, от них не уйдёт. Опасные при поверхностном общении, они губительны при доверчивой близости".

"Не справиться с делом - меньшая беда, чем нерешительность. Не проточная вода портится, а стоячая. Иные шагу не сделают, пока их не подтолкнешь; и причина порой не в тупости ума - ум может быть проницательным, - но в его вялости. Немало ума надобно, чтобы предвидеть трудности, но еще больше, чтобы найти выход. А иных не смущает, это люди ума великого и решительного; они рождены для больших дел, ясность понимания порождает быстроту действий и успех; все им удается само собой... Веря в свою звезду, они берутся за дело со всей решительностью".

"О человеке судят по его друзьям".

"За легкое дело берись как за трудное, а за трудное - как за легкое. В первом случае, дабы уверенность не перешла в беспечность; во втором неуверенность - в робость. Вернейший путь не совершить дело - заранее считать его совершенным. И напротив, усердие свершает невозможное. Великие начинания даже не надо обдумывать, надо взяться за дело, иначе, заметив трудность, отступишь".

"Хорошее вдвойне хорошо, когда оно коротко".

"Знать свой черный день - помнить, что он бывает. В такой день ничего не удается; как ни меняй игру, судьба неизменна. С двух ходов надо такой день распознавать - и отступиться, как только заметить, светит тебе или не светит. Даже для разума есть свое время, никто не был разумен всегда. В добрый час и рассуждать хорошо, и письмо напишешь удачно. Всякому достоинству своя пора, сама красота не всегда в чести. Рассудок порой сам себе изменяет - то ниже себя, то выше; любому делу его день. В одни дни ничего не удается, в другие удается все и с меньшими усилиями, словно делается само собою: ум ясен, настроение ровное, звезда твоя сияет. Тогда лови, не упускай ни частицы. Но муж рассудительный не станет по одному случаю заключать, что день злосчастен или благоприятен, - неудача еще может обернуться добром, а удача - худом".

"Завистник не один раз умирает, а столько, сколько похвал слышит сопернику".

"Зрелость разума узнается по неспешности доверия... Но не подавай виду, что не веришь, - это невежливо, даже оскорбительно: ты тогда даешь понять собеседнику, что либо он обманывает, либо сам обманут..."

"Сила духа превосходит силу тела; подобно мечу, держи ее всегда наготове в ножнах благоразумия. Она - щит личности. Немощь духа вреднее немощи телесной. Немало людей с недюжинными достоинствами, но без отваги, уподобились покойникам и почили в собственном малодушии. Природа недаром сочетала в пчеле сладкий мед и колючее жало. В теле нашем есть жилы и кости, да не будет же дух мягкотелым".

"Человек слова и дела. Различать их не менее важно, чем то, кто друг тебе самому, а кто - твоему положению. Плохо, когда в делах неплох, да в речах нехорош; но куда хуже, когда неплох в речах, да в делах нехорош. Словами нынче не насытишь, слова - ветер; любезностями не прокормишь - учтивый обман вроде охоты на птиц с зеркальцем, когда их ослепляют. Только тщеславный сыт воздухом. Слова имеют цену как залог дел. У трухлявого дерева нет плодов, одна листва - вот и различай, от кого польза, а от кого тень".

"Нет безотрадней пустыни, чем жизнь без друзей; дружба умножает блага и облегчает беды; отрада души - она единственное лекарство от враждебной судьбы".

"Всегда чего-то желать - дабы не стать несчастным от пресыщения счастьем. Тело дышит, дух жаждет. Обладай мы всем, нам все было бы немило, скучно; даже уму должно приберегать нечто ему неведомое, возбуждающее любознательность. Надежда вдохновляет, пресыщение губит. Даже награждая, не удовлетворяй вполне; когда нечего желать, жди зла: счастье это - злосчастное. Кончаются желания, начинаются опасения".

"Не начинать жизнь с того, чем надо кончать. Иной отдыхать расположится в начале пути, оставляя труды на конец. Нет, сперва - главное, а останется время - второстепенное. Другой хотел бы одержать победу до сражения. Есть и такие, что в учении начинают с менее важного, а знания почитаемые и полезные оставляют на конец жизни. А кое-кто начал сколачивать состояние, когда сам при последнем издыхании. В жизни, как и в учении, важна метода".

"Искусство долго жить: жить достойно. Две вещи быстро приканчивают человека: глупость и распутство. Одни потеряли жизнь потому, что хранить ее не умели, другие потому, что не хотели. Как добродетель - сама себе награда, так порок- сам себе кара. Кто торопится жить в пороке, погибает быстро и в обоих смыслах; кто торопится жить в добродетели, никогда не умрет. Здоровье духа сообщается телу, жизнь праведных долга не только делами, но и годами".

"Приятные знания. Разумный вооружен светской изящной ученостью; он обо всем осведомлен и судит в изысканной, не пошлой манере; у него всегда найдутся примеры острых слов, блистательных дел, и он умеет привести их к месту. Ведь совет под видом остроумного слова часто выслушивают охотней, чем высокоученое назидание. Искусство свободной и поучительной беседы пошло кое-кому в жизни на пользу больше, чем все семь свободных искусств".

"Не лгать, но и всей правды не говорить. Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда, - это кровопускание из самого сердца нашего. Немалое нужно уменье и чтобы сказать правду, и чтобы о ней умолчать... не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой - ради другого".

"Распределять свою жизнь разумно: не как подскажет случай, но чтобы и польза была, и удовольствие. Без передышек жизнь тягостна, как долгое путешествие без гостиниц; разнообразие познаний делает ее приятной. Первый перегон пути в благой жизни употреби на беседы с мертвыми: мы рождаемся для знания и для самопознания, и книги, верно нам служа, делают из человека личность. Второй перегон проводи с живыми: примечай и осматривай все прекрасное в мире. Не все лучшее находится в одной стране: Отец наш всеобщий распределил приданое разным землям, и, может статься, дурнушка богаче всех. Третий перегон - весь для себя самого: высшее блаженство в размышлении".

"Праведный человек. Не ведая страха, он всегда на стороне справедливости - ни страсти толпы, ни насилие тирана не вынудят его преступить ее границы. Но где он, сей феникс стойкости? У правды мало поклонников. Многие восхваляют ее, да только вчуже; другие следуют за ней, пока нет опасности, а там - подлецы от нее открыто отрекаются, а хитрецы верными притворяются. Не колеблясь, пойдет она против друзей, против властей, против собственной выгоды - в этом испытании чаще всего ее изменяют. Лукавые в искренних рассуждениях отрекутся от нее, чтобы не задеть интересы вышестоящих либо государственные. Но муж прямодушный полагает всякую фальшь изменой; гордясь своей стойкостью больше, нежели зоркостью, он всегда привержен правде. И если он покидает ее подданных, переменчив не он, а они покинули ее первыми".

"Культура и шлифовка. Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное. Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительней. Культурная Греция вправе была называть остальной мир варварским. Неотесанность - от невежества; для культуры нужны прежде всего знания, но сама ученость будет грубовата, коли не отшлифована. Изящны должны быть не только мысли, но и желания, и особенно - речь. Одни люди от природы наделены изяществом внутренним и наружным, в мыслях и словах, в каждой части тела и в каждом свойстве души- подобно плоду, его кожуре и мякоти. Другие, напротив, так неотесаны, что все их природные качества, порой превосходные, меркнут из-за несносной дикарской грубости".

"Правду мы часто видим, но редко слышим - в чистом виде почти никогда, особенно когда она идет издалека: в ней тогда есть примесь пристрастий, через которые она прошла".

"Хвала проницательному. Некогда выше всего ценили уменье рассуждать; теперь этого мало - надо еще распознавать и, главное, разоблачать обман. Нельзя назвать разумным человека непроницательного. Бывают ясновидцы, читающие в сердцах, рыси, видящие людей насквозь. Истины, для нас самые важные, высказываются лишь наполовину, но до чуткого ума они дойдут целиком. Если к тебе благоволят, отпусти поводья своей доверчивости, но если к тебе враждебны, дай ей шпоры и гони прочь".

"Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, - она-то достойна личности".

"Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобретает хорошие или дурные свойства от почв, по которым струится, а человек - от края, в котором родится. Одни обязаны родине больше, нежели другие, ибо родились под более благосклонным небом. Каждому народу даже весьма просвещенному, свойственен какой-либо природный недостаток; соседи обычно подмечают его со смехом либо со злорадством. Вытравить или хотя бы прикрыть эти родимые пятна - немалое искусство: такой человек прославится как исключение среди своих земляков - а что редко, то дорого. Бывают еще недостатки фамильные, сословные, должностные, возрастные, и если все они сойдутся и не будет человек стараться от них избавиться, то чудищем станет несносным".

"Искусство начинать. Наобум действует глупость, все глупцы - храбрецы. В простоте своей они в начале дела не предвидят помех, зато в конце не горюют от неудач. Благоразумие приступает к делу с оглядкой; его лазутчики - Предвидение и Размышление - разведывают путь, дабы двигаться беспрепятственно. Опрометчивость осуждена здравомыслием на провал, хотя иногда спасает Удача. Где опасаешься глубины, продвигайся осторожно: Проницательность нащупывает дно, Благоразумие ведет в гавань. Ныне в обхождении с людьми легко сесть на мель - почаще опускай лот". Грасиан-и-Моралес

"Видеть недостатки, невзирая на лица. От честных глаз да не укроется порча, даже прикрытая парчою; пусть на пороке златой венец, но и злату не скрыть зла. Раболепие пребудет низостью, хотя бы предмет его был высок. Пороки можно скрасить, но никого они не красят".

"Поступки - плоды помыслов. Будут разумные помыслы - будут хорошие поступки".

"Быстрота в решениях - следствие природной счастливой живости. Для нее, быстрой, отважной, нет ни трудностей, ни колебаний. Одни люди долго думают, а взявшись за дело, все портят; другим все удается без долгих размышлений. Есть способности особого склада, при трудностях они действуют лучше всего. Таким удивительным существам сгоряча все удается, а после размышления - ничего; ежели не получилось сразу, проку уже не жди и на будущее не надейся. Хвала быстрым, они, точно чудом, всюду поспевают - и разумом скоры, и в делах разумны".

"Избегать побед над вышестоящим. Победить - значит вызвать неприязнь, победить же своего господина - неразумно, а то и опасно. Превосходство ненавистно, тем паче особам превосходительным. Свои преимущества при старании можно скрыть, как красоту - небрежностью наряда. Многие, особенно же сильные мира сего, охотно согласятся, что уступают другим в удаче, в любых дарованиях, кроме ума: ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму - оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить и в самом высоком. Их превосходительствам угодна помощь, но не превосходство; им угодно, чтобы совет казался всего лишь напоминанием о том, что забыто, а не объяснением того, что им непонятно. Наглядный урок дают нам звезды: светозарные дети солнца, они никогда не дерзают затмить его сияние".

"Мерило истинного удовлетворения - похвала славных и в деле сведущих".

"Не восторгайся сверх меры. Избегай превосходных степеней, дабы не исказить картину и не прослыть глупцом. Захваливать, расточать восторги - при знак ограниченности понимания и вкуса. Похвалы возбуждают любопытство, разжигают желание, и ежели достоинства окажутся ниже твоей оценки, а обычно так и случается, обманутое ожидание отомстит за обман презрением и к тому, что восхвалялось, и к тому, кто восхвалял. Человек благоразумный сдержан, он охотней прослывет скупцом, чем мотом. Превосходное редко: будь умерен в восторгах. Чрезмерное восхищение сродни лжи; люди утратят доверие к твоему вкусу, что неприятно, и к уму, что уж совсем плохо".

"Молчание - алтарь осторожности".

"На многое в делах домочадцев, друзей и особенно врагов смотри сквозь пальцы. Придирчивость всегда неприятна, а как черта характера - несносна. Постоянно возвращаться к чему-то неприятному - род мании".



Содержание

 





Rambler's Top100
Besucherzahler russian girls
счетчик посещений
Яндекс цитирования
Hosted by uCoz