Коменский Ян Амос

Коменский Я.
Коменский Я.
Коменский Ян Амос (1592-1670)

      Коменский Ян Амос, знаменитый чешский педагог, "отец новой педагогики", гуманист, общественный деятель, родился в 1592 г. в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев. Он учился в братской латинской школе, преподавание там было настолько нудным и неинтересным, что уже в последних её классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Два года он проучился в Гейдельбергском университете, затем совершил путешествие по Голландии.
      Вернувшись в Чехию, Ян Амос стал учителем школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на "Правила более лёгкой грамматики". В 1616 г. он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1612 г. приступил к работе над полным словарём чешского языка - "Сокровищница чешского языка". Этот труд занял у него 44 года. В 1627 г. Коменский начал работать над "Дидактикой" на чешском языке и закончил её в 1632 г., почти сразу же переведя её на универсальный язык науки - латынь - под названием "Великая дидактика" (1633-1638).
      Коменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и иннициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчетливо прослеживается влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни. В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учащихся.
      В 1650 г. Коменский был приглашён в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци.
      Вернувшись через пять лет в город Лешно, он пережил ужасы новой войны - в 1656 г. город был сожжён и разграблен шведами, воевавшими с Речью Посполитой. Дом самого Коменского был также сожжён, во время пожара погибли все его книги и почти все рукописи.
      По приглашению амстердамского сената в 1657 г. он выехал в Голландию, где прожил до самой смерти.
      В Амстердаме Коменский продолжил работу над начатым ещё в 1644 г. капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 г., рукописи остальных пять частей найдены только в 30-х гг. 20 в.; полностью этот утопический труд был опубликован в Праге на латинском языке в 1966 г. Итог своим трудами Коменский подвёл в книге "Единственно необходимое" (1668).
      Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
      В большинстве педагогических работ Коменский стремится дать своё определение учителю, который, в его понимании, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
      Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Умер в Амстердаме в 1670 г.

Афоризмы и цитаты Коменского Я.

Содержание

Rambler's Top100
Besucherzahler russian girls
счетчик посещений
Яндекс цитирования
Hosted by uCoz